Новости
«Байкал-Тотем» — от культуры до политики
Нешуточные страсти разгорелись в Иркутске после завершения первого международного культурного форума «Байкал-Тотем». Обсуждалось всё — от суммы бюджетного финансирования до этичности проведения концерта-перфоманса у закрытого в 2013 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. «Сибирские новости» решили выяснили у организаторов Андрея Швайкина и Анатолия Борозненко, в чем основная миссия форума, сколько требуется финансовых средств на такую масштабную организацию и какова роль политики в этом внезапно возникшем винегрете.
Три года в Иркутске проходил фестиваль «Культурная столица». В этом году фестиваля как такового не было. Почему именно форум?
А. Швайкин: Растем. Теперь для нас важно зрелищные акценты совмещать с актуальными. Поэтому очень много работало деловых площадок, они были рассредоточены по всему городу. Специалисты в различных сферах культуры обсуждали профессиональные проблемы. Например, в области детской литературы, музейного дела. Были и уникальные узкоспециализированные вещи, как световое оформление в театре, в частности, или урбанистика. Но от деловых площадок зрелищности ожидать не стоит. Поэтому в форум было включено два фестивальных мероприятия: «Литературный квартал» — книжная история для детей и подростков, и «Культурная столица» как таковая с представлением театра-перфоманса «АХЕ» на острове «Юность», выступлением известного DJ Food из Англии, пионера киномузыкального Рейна, плюс музыкальный и световой перфоманс в Байкальске.
А. Борозненко: В прошлом году, в рамках фестиваля искусств «Культурная столица» нами был организован круглый стол, на котором была представлена концепция культурного форума на Байкале. Были представители культуры, бизнеса, власти, церкви. Ключевым вопросом стало, насколько нам необходим этот форум и готовы ли мы к нему. Все без исключения говорили о том, что такой проект архиважен региону с проблемным туристическим и экономическим развитием и что именно с развития духовной составляющей можно изменить нашу жизнь в лучшую сторону. В этой концепции БЦБК стал неким символом, отправной точкой поворота к экологичному, бережному и культурному развитию прибайкальских территорий. Это и стало основным стержнем в программе презентации форума на пятом Санкт-Петербургском международном культурном форуме в декабре прошлого года и в программе первого международного культурного форума «Байкал-Тотем». Байкал — это не промзона, а территория свободного творчества.
Расскажите подробнее про литературный квартал. В этом году уже проводился книжный фестиваль. В чём была необходимость продублировать это событие?
А. Ш.: Я не ошибусь и не скажу ничего крамольного: идея литературного фестиваля в Иркутске была заявлена нами намного раньше, чем появилось что-то ещё. И слава Богу! Чем больше таких событий в Иркутске, тем лучше. Мы ничего не дублируем и по специфике, так как ориентируемся исключительно на детскую литературу. Подобных специализированных выставок-ярмарок в стране практически нет. А если и есть, то в составе действующих больших книжных мероприятий, например, КРЯК в Красноярске, фестиваль на Красной площади в Москве — детская история существует внутри них. Мы же сделали и продолжим в будущем эксклюзивный фестиваль конкретно детской и подростковой литературы. И если в Иркутске приживется параллельно ярмарка взрослой книги — замечательно! За Уралом литературных площадок мало, в основном все сосредоточено в центральной части России. Нам же надо расти и двигаться в этом направлении. И мне кажется, здесь очень большая перспектива. Особенно, в направлении востока. Ведь восточная литература практически исчезла в нашей стране. Вот мы и договорились с китайскими партнёрами по проекту издания их легенд у нас, и наших — у них. Очень заинтересовались. А книга «Байкал — вокруг света»? Это же не просто шоу, не просто привлечение внимания к проблемам озера. Никто еще не собирал отзывы ребятишек со всего света: что они думают о Байкале, что знают о нем. Это некий мониторинг, возможность посмотреть, насколько глубоко позиционируется Байкал в мире. Вернется книга через год — издадим, посмотрим: по пожеланиям, по рисункам. Книга уже в Китае, кстати. А дальше — по логистике, по всем континентам.
На что форум должен быть направлен? Какие договоренности были достигнуты в ходе деловой части?
А. Ш.: Я уже сказал про книги. И по остальным деловым площадкам есть соглашения, проекты. Появятся, например, уникальные интерактивные связи между библиотеками, музеями. Плюс у нас большая задумка создать центр современного искусства. Пока не буду говорить о деталях, но он реализует все прежние наработки и договоренности «Культурной столицы». А конечную идею форума, как и фестиваля, не меняем: кристаллизация культуры, без пошлости и политики. И наша задача — собрать все самое лучшее в центре страны, объединяя Восток и Запад. Вторая задача — Байкал, бренд, в первую очередь, духовный. Только через культуру он будет работать эффективно инвестиционно, и на не «грязную» экономику. То есть, парадигма такая: духовная составляющая, культура, туризм (разумеется, цивилизованный), потом — все остальное. Байкал должны знать не как озеро, у которого были проблемы с экологией, не как ресурс, который можно бесконечно «доить», не как разовый туристический маршрут, а как образ жизни. Надо, чтобы сюда возвращались, творили. Почему не создавать киностудии, эстетические производства? Многие наши знакомые художники, музыканты, писатели готовы работать, но не видят элементарных творческих условий. А ведь все возможно. И мы говорили об этом на дискуссионных площадках. Сама по себе культура деньги никогда приносить не будет. Это миф. Здесь возможна только творческая конкуренция. И задача власти — инфраструктура. А вот глобальная задача искусства — культивирование среды обитания, в этом и есть нематериальный ресурс.
Что будет в дальнейшем, в следующем году? Куда будут двигаться фестиваль и форум?
А. Ш.: Проведение форума заявлено один раз в два года. Для деловых площадок, я считаю, этого достаточно. Поэтому на следующий год в рамках форума запланированы более зрелищные и массовые фестивальные истории от «Культурной столицы» и «Литературного квартала», плюс — отдельные перфомансы, но с нашей концепцией: продолжим чему-то учить, представляя новые проекты, и совмещая виды искусств. Не повторимся точно.
Не боитесь, что одно мероприятие может поглотить другое?
А. Ш.: Нет. По-сути, мы имеем зонтичный бренд: международный культурный форум «Байкал-Тотем», под ним — фестивали, перфомансы, отдельные проекты. И наши, и присоединяющиеся к нам. Форум точно не может поглотить, например, «Культурную столицу», которая уже сама по себе бренд. Люди ее ждут.
Ее и в этом году ждали…
А. Б.:. ..вопрос в том, где ждали? Если городская власть не спешит идти нам навстречу, а это ведь может стать ее доминантой в организации проведения городских событийных мероприятий, мы можем вообще уйти в сторону Байкальска и там совместно с нашими друзьями и известными деятелями современного искусства продолжать создавать нечто похожее на «ГОГОЛЬFEST» или «Казантип». Это актуально и это в большинстве случаев сегодня поддерживается людьми, за плечами которых уже масса видных реализованных культурных проектов по всему миру.
Неплохой вариант, прямо заметим. Разговоры о том, что в Байкальске надо что-то развивать, идут много лет.
А. Ш.: Жители Байкальска должны понимать, что комбината уже никогда не будет. И об этом надо говорить открыто, а не прятаться за политической софистикой. Да, история была большая, беспрецедентная, индустриализация громадной страны, ЦБК помогал оборонке, космосу. У меня и папа его строил. Но физически этой истории уже нет. И задача местных властей не успокаивать людей — как бы чего лишнего не сказали, а честно объяснять им, что дальше будет на этой территории.
А. Б.: Мы же стараемся достучаться сегодня до всех посредством культуры и искусства. И думаю, уже четвертый год у нас это неплохо получается, посмотрите сколько сложилось за это время новых уникальных совместных творческих проектов… Понятно, что жители Байкальска устали, ни во что не верят, но если ничего не делать, ничего и не будет.
А. Ш.: Помните, в заключительный день дети Байкальска вышли на сцену? Ведь ни один не сказал, что не хочет жить в родном городе. Все дружно проголосовали за него. Это взрослые дяденьки могут лукавить, бесконечно обсуждая проблемы моногородов, переселения, а дети — будущее, и хотят в него верить. Надеюсь, мы серьезно помогли Байкальску, организовав трансляцию в Интернет, которую можно посмотреть в любой точке мира. Вот этим пользоваться надо.
А что за история с Иркутском произошла?
А. Ш.: Ничего нового — политика. Наши уважаемые гости были очень удивлены и даже шутили грустно, что культурный форум в Иркутске слегка перепутали с Навальным. Например, о проведении мероприятия у памятника Александру III городским властям было известно еще год назад. И вся концепция была подготовлена именно под эту площадку. Но в законе существует очень хитрый механизм: само мероприятие ты можешь заявить не ранее, чем за десять дней, а получишь на него разрешение или не получишь — большой вопрос. И почему с городом так произошло, предлагаю, спросить у мэра. Мы же в пожарном режиме переехали в сквер им. Кирова и всё, что возможно, сделали там. Естественно, на ходу меняя историю, афиши, рекламу. Например, не смогли в первый день задействовать большую сцену. И прочие чудеса. За несколько дней до форума вдруг начали перекапывать дорожки в сквере. Это можно оценивать и как мелкие пакости, но в целом какая-то нехорошая тенденция, маразматическая, с точки зрения нашего законодательства: город может помешать области провести федеральное мероприятие. А форум получил федеральный статус. Вдумайтесь, какая любопытная цепочка? Вот поэтому я во всех своих интервью и раньше, и сейчас говорю: мне пофиг на эту политику — таким, извините, нелитературным языком. Я занимаюсь культурой! И не терплю, когда на городских площадках начинают смешивать культуру с политикой. Но ответим мы на это вредительство адекватно — искусством.
Та же самая история с Байкальском. Несмотря на то, что зрителям и гостям всё очень понравилось, особенно наш замечательный симфонический оркестр, влившийся в ландшафт, уникальное световое искусство и тот самый куб, местные власти почему-то до последнего всего боялись, говорили: «В Интернете пишут, что вы танцуете на костях». Попытались найти что-то о «танцах на костях», не нашли. И на площадке видели только добродушие. Тем не менее, Байкальску спасибо за чёткую организацию того, что мы просили. В том числе — ни пьяных, ни эксцессов. Хотя нет (смеется), один был: когда люди уходили в 11 вечера, сказали нашему режиссеру Денису Рубину: «Вы че так рано закончили? А где дискотека?» — обиделись два товарища.
А.Б.: В общем-то, сознательно разделив мероприятие на два города, мы понимали сложности в его организации, но чтобы увидеть противостояние со стороны городских властей — такого и предположить не могли. Нам пришлось многое менять на ходу, и очень многое пошло не по нашему сценарию, который предполагал очень эффектное и действительно уникальное шоу, которое без труда сработало бы на поставленную цель — привлекло бы внимание к городу. Сейчас нам приходится прилагать массу усилий, чтобы все это заработало в мировом пространстве. Но то, что мероприятие состоялось, и каждый отработал в сложившихся обстоятельствах на сто процентов — это факт.
Многих возмутило проведение концерта в воскресенье вечером, хотя, если правильно понимаю, это было больше для байкальчан, а не иркутян.
А. Ш.: Прежде всего, это был отдельный проект — перформанс, рассчитанный на трансляцию в Интернет, для привлечения к Байкальску мировой общественности. Массового концерта и не предполагалось, максимум до тысячи человек. Примерно так и получилось, если взять весь поток. Но и здесь нам пытались сказать, что собрались одни туристы. Я сам пошел по толпе спрашивать. Один человек из десяти говорил, что случайно здесь оказался. Нет, туда пришли байкальчане.
Я сама видела, что туда приходили семьями.
А. Ш.: Именно. Причём, было очень много детей. Мировая общественность обязана знать о Байкальске — он находится в хорошем месте. Но так случилось, что комбинат закрыли. Закрыла экономика, а не культура. Культуре и возрождать эту территорию: она потянет за собой и событийный туризм. Чего бояться? И я бы не назвал это скандалами. Скорее, это амбиции бизнеса, который всё ещё надеется нагреться — земля-то остаётся, и неуверенность властей — а ну, как аукнется?
Вообще, я обратила внимание, что всё больше и больше детских мероприятий. Это принципиальная позиция?
А. Б.: Каждый год мы стараемся сделать для детей интересную программу. В 2014 году к нам приезжала «Картония» с большими картонными пылесосами, которые высасывали плохую энергетику города, а специальная энергетическая машина создавала новые картонные дома. В 2015 году возле стадиона «Труд» нашу сцену украшали Иркутск с Ангарой, и Петербург на Неве. Дети вместе с бабушками (это было удивительно! ) разрисовывали эти домики, дорисовывали Неву и Ангару, рисовали рыбок и китов. Все дни фестиваля дети участвовали в программе. В прошлом году мы специально для них создали удивительно красивую сказочную детскую площадку «Зазеркалье» с мастер-классами, сказками и театральными постановками. В этом году мы также уделили этому большое внимание. Проект фестиваля детской книги, является сегодня ключевым в работе форума и фестиваля. По большому счету — это первое серьезное мероприятие, которое мы сделали именно для детей, и будем его поддерживать и развивать дальше. Каждый год у нас происходит что-то яркое, интересное, чем-то удивляем и интригуем. Самое главное — понимать, что все это нужно зрителю. И еще важно не просто показывать культуру разных городов и стран, а создавать общие красивые творческие продукты, которые наделяют нашу жизнь желанием жить и развиваться.
В СМИ и социальных сетях очень много негативных отзывов. Как к этому относитесь?
А. Ш.: Много не видел, но классно относимся! Я даже очень переживал, что в прошлом году их не было. Любое достойное мероприятие должно иметь оппонентов. Наконец-то они в этом году появились. Значит, есть чему учиться, двигаться, учитывать замечания, пожелания. Но, повторюсь, все, кто пытается нас задеть через политическую призму, стараются напрасно. На чернуху реагировать не будем.
А. Б.: Критика полезна, когда она основывается на фактах и конкретных предложениях, тогда есть простор для развития и переосмысления. Заявления в соцсетях и некоторых интернет-ресурсах, о которых вы говорите, основанные на предположениях и домыслах, в том числе и в части затрат на форум — это деструктивно и пользы от таких постов нет никому. Читайте лучше хорошие книги, друзья. Мы сами понимаем, что за четыре года работы в каких-то вещах поднаторели, что-то делаем легко, а что-то дается очень сложно. Мы тоже нарабатываем опыт, многому учимся.
Вот подробнее про 44 млн рублей…
А. Ш.: Пресловутые 44 млн рублей — на совести тех, кто пытается облить форум грязью. И поскольку через АНО «Байкал-Тотем» не шло ни копейки бюджетного финансирования — мы были только организаторами, думаю, министерство культуры озвучит истинные цифры, они в разы скромнее. Есть же официальный отчет. По факту, а не по заявленному проекту… И вот смотрите теперь, сколько в этом негативе истинной критики? Это не критика искусства, а политика недалеких людей. Есть нарекания в адрес театральных перфомансов — расскажите, что не понравилось? Есть претензии к «Литературному кварталу» — расскажите, что не устраивает. Отправили книгу в путешествие по миру — скажите, что плохого в этом проекте?
Понятно, что организация такого мероприятия трудозатратна эмоционально и физически. А финансово насколько затратно привезти, поставить оборудование, сцену?
А. Б.: Самое дорогое — логистика: перелеты, гостиницы, питание. Техническое оснащение проекта тоже кусается. И даже если к нам люди едут за скромные гонорары, а кто-то и вовсе без них в целом бюджет программы выстреливает в приличные суммы. А в следующем году мы хотим провести фестиваль света, представляете? Учитывая факт, что у иркутских прокатчиков нет необходимого оборудования, приходится возить его из других городов.
А. Ш.: Слишком далеко мы находимся — главная проблема. Привезти какой-нибудь замечательный коллектив человек в 30 — 40, как мы хотели, чтобы Иркутск увидел потрясающий хор Смольного собора (Санкт-Петербург) — несопоставимо дорого с его гонораром. Один перелёт посчитаешь — прослезишься. Но это надо, понимаете? Иначе, о каких культурных связях речь? Вот над чем нужно работать власти и бизнесу.
И давайте расставим все точки над i. Андрей, поясни, что за ситуация всё-таки произошла с некоторыми СМИ?
А. Ш.: В соцсетях я уже ответил на это. А нас опять же обвинили в какой-то политике. Был автобус, в который входило ограниченное количество людей. Мы не бизнес, что есть, то есть. Предложили отправить по одному корреспонденту от СМИ. И, насколько мне известно, кто хотел, тот в результате поехал. Из «обиженных», в том числе. Дальше обсуждать эту тему просто некорректно… У меня тоже много претензий к современной журналистике. Один телеканал заявил: не заплатите — не поедем. Да, не приезжайте. Переживём. А платить за пропаганду собственной культуры в собственной стране, в своей области, в родном городе — пошло.