Новости
Лучшие практики культурных проектов со всей России обсудили на панельной сессии «Региональная культура – точки роста»
23 июня в рамках первого международного культурного форума «Байкал-Тотем» состоялась панельная сессия «Региональная культура – точки роста», участники которой поделились лучшими практиками в области развития культурных проектов в регионах России.
Сессия организована Санкт-Петербургским международным культурным форумом и Министерством культуры Российской Федерации и продолжает серию выездных мероприятий деловой программы Форума в течение года. Такие мероприятия являются платформой для обмена лучшими практиками проектов в области российской культуры: как региональных, успешных на федеральном уровне, так и федеральных, расширяющих свою деятельность в регионах.
В дискуссии на первом международном форуме «Байкал-Тотем» приняли участие руководители ведущих федеральных и региональных учреждений культуры и представители Министерства культуры Российской Федерации:
- Олег Иванов, руководитель Проектного офиса Минкультуры России (ФГБУК «Роскультпроект») (Москва);
- Мария Букова, директор Красноярского музейного центра «Площадь мира» (Красноярск);
- Денис Рубин, программный директор Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург);
- Андрей Борисов, исполнительный директор Пермского оперного театра (Пермь);
- Ольга Хомова, директор Государственной академической капеллы (Санкт-Петербург);
- Елена Сабинина, директор по связям с общественностью Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток);
- Римма Раппопорт, соавтор руководства «100 проектов в поддержку чтения» (Санкт-Петербург).
Участники сессии обсудили наиболее показательные культурные проекты, которые сегодня реализуются в регионах России, поделились уже полученными результатами и практическим опытом, а также творческими планами. Стратегический подход, готовность к диалогу с широкой публикой, открытость к новым технологиям, инновациям и креативность – вот что отличает проекты, представленные участниками дискуссии. И именно эти факторы, по общему мнению, помогают им стать востребованными обществом центрами культурной жизни.
Олег Иванов, руководитель Проектного офиса Минкультуры России (ФГБУК «Роскультпроект»), выступил по теме «Новая модель государственной культурной политики: региональный срез». Он рассказал о той масштабной работе, которая ведется в регионах. Расширяется инфраструктура: строятся новые многофункциональные культурные центры – с 2013 по 2016 годы на эти цели было выделено 1,9 млрд рублей и построено 37 культурных объектов в самых разных городах России. Создаются инновационные культурные комплексы, которые отличает современная архитектура и отличное техническое оснащение, – такие как открытые в 2015 г. центры в Первоуральске и в 2016 г. в Калуге, а также комплекс на о. Русский, открытие которого запланировано на 2017-2018 гг.
Впервые за 30 лет развернута активная кинофикация регионов: на это выделено 2, 155 млрд рублей, на которые построят 437 кинозалов, 223 из которых на сегодня уже открыто и 214 откроется в этом, 2017 году.
В рамках Программы Минкультуры России по строительству и капитальному ремонту сельских домов культуры, которая реализуется параллельно с ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», в 2017 году выделяется 1,5 млрд рублей. На эти средства регионы смогут реконструировать 78 сельских ДК, включая те, которым требуется капитальный ремонт, и построить 40 новых, которые, как подчеркнул Олег Иванов, должны стать современными востребованными центрами культурной общественной жизни, где есть все возможности для творчества и совместного культурного досуга.
Проблема культурного досуга в населенных пунктах, где живет 50 тыс. человек и менее, конечно, актуальна. Но и крупные культурные объекты в регионах зачастую требуют кардинальной реконструкции и реконцепции. В рамках этого направления ведется строительство и реконструкция таких важных объектов, как Нижнетагильский драматический театр, Хакасский краеведческий музей, Казанской башни Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, Омский музей истории «Вознесенский собор», а также ряда храмов и других объектов культурного наследия.
Не менее важна и поддержка со стороны Минкультуры России региональных, муниципальных и детских театров: на региональные постановки ежегодно выделяются гранты в объеме 120 млн рублей, а 149 театров в 56 субъектах Российской Федерации получат в 2017 году 670 млн рублей на поддержку своей творческой деятельности.
И это только некоторые направления, о которых успел рассказать в рамках сессии руководитель Роскультпроекта. А есть еще много других проектов, том числе инновационных, с активным применением высокотехнологичных решений, – «Большие гастроли», «Филармонические сезоны», программа «Виртуальный концертный зал», Национальная электронная библиотека, интернет-портал «Культура.рф». «Все это делается для того, – подчеркнул Олег Иванов, – чтобы жители большой страны получили прямой доступ к богатствам большой культуры».
Инновационный, креативный подход к формированию культурного предложения необходим для того, чтобы учреждение культуры, например музей, было не только хранилищем культурных артефактов, а эффективным популяризатором культуры и центром притяжения для горожан. Эту актуальную тему затронула директор Красноярского музейного центра «Площадь мира» Мария Букова в своем выступлении «Музей настоящего: как, зачем, для кого».
«Красноярск – музейный город, здесь больше всего музеев на душу населения, – рассказала Мария Букова. – Переориентация 13-го филиала Центрального музея Ленина в Красноярский музейный центр в 1991 году открыла нам новые перспективы. Это был мощный рывок в сторону сложной культуры, европейского уровня организации событий. Мы выбрали вектором развития работу с региональной спецификой в области современного искусства и современных культурных практик, и наш выбор, как показало время, оказался верным: мы сделали музей не просто местом хранения, а местом проектирования и прогнозирования культурных ценностей. Мы делаем актуальные проекты, востребованные зрителем: в 1995 году мы впервые провели Красноярскую музейную биеннале, а в 2002-м придумали «Музейную ночь». За наши крупнейшие проекты мы получили престижные награды – Приз Совета Европы, приз «Инновация». И я считаю, чтобы оставаться успешным и востребованным, надо постоянно быть в диалоге со своим зрителем. Музей – это площадка для высказывания мнений, а не для их навязывания».
Денис Рубин, программный директор Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) согласен, что диалог – самый эффективный путь к зрителю. «Музей современного искусства должен быть мультиформатной и кросс-культурной площадкой, – уверен он. – То, что «висит на стенах», – лишь часть большого процесса. Современное искусство, в силу его субъективности, неочевидности, непроверенности временем – основа для споров, и приходится прикладывать больше усилий для просвещения зрителя, объяснения экспозиции. Поэтому успех проектов, связанных с современным искусством, на мой взгляд, кроется в тонкой настройке при планировании программ, синтезе искусств и балансировании между элитарной и массовой культурой».
Интересно, что и самые, казалось бы, классические культурные учреждения, такие как Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского или Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, инициируют активный диалог со зрителем.
Именно таким «диалоговым» проектом стала Лаборатория современного зрителя, о которой рассказал исполнительный директор Пермского оперного театра Андрей Борисов в своем выступлении «Страсти по опере: Стратегия развития Пермского театра оперы и балета». Он также коснулся очень интересной темы – продвижения культурного объекта. «Мы сделали ставку на привлечение в свои оркестры, балетную труппу и хоровые коллективы высококлассных артистов, – отметил он. – И вот с такими звездными коллективами мы записываем диски, которые продаются по всему миру. Для этого развиваем сотрудничество с известными звукозаписывающими компаниями – «Альфа» (Франция) и Sony Classical. Практически в каждом музыкальном магазине можно купить диск с записями наших коллективов – какая реклама может быть лучше? И конечно, на продвижение работают международные проекты: например, мы организуем Международный Дягилевский фестиваль, а также участвуем в Зальцбургском фестивале в Австрии».
Ольга Хомова, директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, поделилась опытом развития мультикультурного комплекса на базе академического учреждения культуры. «Сегодня Капелла объединяет практически все виды искусств», – сказала она.
Елена Сабинина, директор по связям с общественностью Приморской сцены Мариинского театра, рассказала о вызовах и перспективах деятельности федерального театра в Дальневосточном федеральном округе. Основные планы здесь на сегодня – просветительские и образовательные программы Приморской сцены, а также Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский», который пройдет с 15 июля по 13 августа 2017 года. В рамках фестиваля, приуроченного к 135-летию Игоря Стравинского и 85-летию Родиона Щедрина, состоится 40 концертов и спектаклей на 7 площадках Дальнего Востока во Владивостоке, Уссурийске, Южно-Сахалинске и за рубежом – в Китае, Южной Корее и Японии.
И, конечно, один из самых насущных вопросов на сегодня – включение в культурный контекст подрастающего поколения, передача детям и юношеству духовного наследия. В этом плане невозможно переоценить роль чтения. Многие педагоги задаются вопросом, как развить интерес к книгам у детей в эпоху гаджетов и легкодоступного интернет-контента, который далеко не всегда соответствует высоким критериям качества. Римма Раппопорт, соавтор руководства «100 проектов в поддержку чтения», рассказала об обмене лучшими региональными практиками по работе с детским чтением.
«Поддержка детского и молодежного чтения – приоритет государственной образовательной политики. Читательские проекты – инструмент формирования имиджа культурного региона и национальной культуры в целом, культуры чтения и культуры авторства. Но такие проекты будут успешны только тогда, когда создаются по принципу не «чтение для детей», а «чтение вместе с ними», – подчеркнула Римма Раппопорт.